Malka Korets (4el_i_ego_delo) wrote,
Malka Korets
4el_i_ego_delo

Categories:

Ирина Фаликс, преподаватель фортепиано и мама известной концертирующей пианистки

В младших классах школы у меня была подруга-одноклассница, Инна Фаликс. Наши родители тоже были близки, так что дружили, можно сказать, семьями. У Инны было две ярких особенности: удивительное светлое обаяние и любовь к музыке. Восьмилетняя девочка торопилась после школы домой, чтобы сесть за фортепиано и играть под руководством своей мамы, учительницы музыки. Каждый день по два, три, четыре часа… Даже в детстве мне это было удивительно,  и до сих пор в глубине души кажется невероятным.

Где-то в конце 80-х годов они уехали в Штаты, где Инна Фаликс выросла в преуспевающую концертирующую пианистку. И сегодня я решилась немного расспросить ее маму, Ирину, о том, как же она сумела вырастить звезду?  Не потому ли, что всю жизнь сама была учителем? Получив образование в Одесской консерватории, Ирина преподавала в музыкальной школе до самого отъезда в Штаты, где с 1990 года продолжила преподавать, теперь уже в Чикагском Музыкальном Институте.

Ирина Фаликс, человек удивительно теплый и скромный, согласилась ответить на несколько моих вопросов.
ИраФаликс
[Spoiler (click to open)]
- Ирина, ваша дочь дает сольные фортепианные концерты, как насчет вас?
 

Давать сольные концерты никогда не было моей целью. Я предпочитаю быть частью концерта, ансамбля, дуэта и т.д., но не солистом. У меня есть партнер, моя подруга, с которой мы выступаем на ежегодном фестивале фортепианных дуэтов в Чикаго, и это доставляет мне большое удовольствие.
Конечно, мне доводилось играть соло, когда я была студенткой, но мне это никогда не нравилось. Почему? Частично из-за страха сцены, а еще, наверно, потому, что я не амбициозный человек.

- Вы специально развивали музыкальные способности Инны, или это ее собственный талант?

Когда Инна родилась, я не собиралась учить ее музыке. У нее должно было быть «нормальное» детство, разве что открылся бы невероятный музыкальный талант, чего не ожидалось. Что ж, я ошиблась.

Началось с того, что моя мама определила четырехлетнюю Инну в музыкальную школу, где были кружки для маленьких. Фортепиано добавилось позднее, и учитель был прекрасный. Инна начала заниматься музыкой блестяще, творчески и с удовольствием. Надо сказать, ей везло почти со всеми учителями.

- Ее не приходилось уговаривать?

В отличие от меня, Инна очень любила и любит выступать. И очень быстро поняла, что успешное выступление просто невозможно без серьезной практики. Когда мы приехали в Штаты, она пошла учиться к замечательному пианисту и учителю (ныне покойному) Эмилио Дель Розарио. В его студии царила атмосфера конкуренции, все ученики много практиковались.
Сколько времени она занималась каждый день? Трудно сказать, это зависело от задач, которые перед ней стояли в этот момент. Конечно, я ей помогала. Все дети нуждаются, чтобы кто-то организовывал их занятия.

- Вы до сих пор совмещаете роль мамы и учителя?

Вначале я была мамой и учителем одновременно. Занималась с Инной лет до 14-15, затем помогала, когда она просила об этом. Сейчас я только мама, бабушка и советчик.

- Как думаете, без Вас она бы добилась сегодняшнего успеха?

Я никогда не готовила ее специально к карьере пианиста. Даже не уверена, что хотела для нее такой судьбы... Но без серьезной поддержки родителей и помощи с раннего детства, ни один еще этого не сумел. Повторюсь: даже очень талантливые дети не могут  организовать свое время для занятий самостоятельно.
На пути в Штаты мы вынуждены были провести некоторое время в Риме. Там не было пианино, и я заставляла Инну практиковать прямо на столе. Ей, конечно, это не нравилось. Но я хотела, чтобы она оставалась в форме к тому моменту, когда ее будут прослушивать серъёзные чикагские музыканты. Позже мы нашли в Риме пианино, и она даже сыграла там сольный концерт.

Когда Инна была подростком, несколько успешных выступлений полностью убедили меня, что музыка – действительно ее призвание. Мне оставалось только продолжать поддерживать ее на этом нелегком пути.



- Говорят, дети реализуют мечты родителей. Это ведь не тот случай?

Я никогда не мечтала стать концертирующим пианистом. Так что моя дочь реализует свою собственную мечту, а не мою.

- Кто сейчас Ваши ученики?

У меня есть ученики самого разного возраста. Дети приходят из состоятельных семей (уроки в нашей школе очень дорогие!), и они загружены множеством разных занятий. Музыка обычно у них не на первом месте, и тридцатиминутный урок раз в неделю – это то, что устраивает их родителей. Взрослых я люблю больше: они приходят, потому что действительно интересуются.

- А одаренные дети к Вам попадают?

Бывает так, что проходит талантливый ребенок, но, как правило, уже слишком поздно, что-то важное упущено. Если же ребенок действительно способный, и занимается как нужно, значит, он не один, кто-то его поддерживает. Я не верю, что четырех-шестилетний ребенок сам знает, чего он хочет, и что для него хорошо. Это все-таки ответственность родителей.

- Ирина, правда ли, что теперь Вы появляетесь на сцене?

Как я и сказала раньше, я люблю играть в дуэте. Мы участвуем в  Шубертиадах, играем на зимнем и летнем фестивале фортепианных дуэтов в Чикаго, разучиваем новую музыку. И наши репетиции я все еще люблю больше, чем выступления...



(на фото: Ирина Фаликс и самый младший из ее учеников – внук Натан)


Tags: Фаликс Ирина, учитель музыки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments